17.01.2025 17:03
Аналитика.
Просмотров всего: 2096; сегодня: 1.

Как Николай Турбас искал пределы человеческой силы

Как Николай Турбас искал пределы человеческой силы

Были же на Руси богатыри! Или сейчас тоже есть? В 1910-х их был целый рой. Всем известный Николай Турбас, двадцати с лишним лет, очень любил ломать подковы.

"Огромная подкова летит на манежный круг к моим ногам. Публика улыбается.

- Раз силач - ломайте! - кричат насмешливо с галерки.

Отказаться? Значит, вызвать шиканье и свист. Но я устал, взволнован. Уверенности нет. 

Но нет и выхода. Я беру подкову, напрягаю мускулы. Подкова не поддается. Напрягаю мышцы рук до последней возможности, чувствую, как кровь приливает к голове, как хрустят суставы.

Все ждут. Тишина... Но еще одно отчаянное усилие, и я с двумя половинками подковы в руках падаю на арену. 

Артисты подхватывают меня под руки и уводят под шумные аплодисменты и крики "ура!" (здесь и дальше - Н. Турбас. На арене цирка).

"Программа у меня была большая. Я лежа держал на своем корпусе оркестр из пятнадцати человек в течение всего времени, пока он исполнял марш. На мою грудь ставили пианино, около которого сидели шесть человек; тапер играл различные пьесы. На одном мизинце вытянутой руки я держал трех взрослых человек, связанных полотенцем. На моих плечах двадцать человек сгибали железные строительные балки".

Нам бы так! А вот так? "Я согласился на последний, самый тяжелый номер: проезд через меня автомобиля. Отказаться нельзя - контракт заключен, я дал обещание. И я рискнул. Весь секрет оказался в том, что надо было, набрав в себя воздуху, напрячь мускулы и не дышать. Сделал все это я инстинктивно. В съемках принимала участие одна из первых русских женщин-шоферов, миленькая курсистка. Она, между прочим, и фигурировала в журнале как "первая в России женщина-шофер".

Итак, начинался наш номер. Девушка бодро выводила машину на манеж. Рядом с ней я. В кузове - пассажиры. Я посматриваю на публику. Все аплодируют юной водительнице. Она останавливает автомобиль у моей платформы, я выхожу из машины, раскланиваюсь, смотрю на часы. Автомобиль с пассажирами делает круг по манежу, а я ложусь на арену, и полтора десятка рабочих водружают на меня платформу. Вдруг девушка подбегает ко мне.

- Я ни за что не поеду, - горячо шепчет она, став рядом со мной на колени. - Ведь это же смертельный номер. Никогда не стану убийцей.

Номер срывается. А вместе с тем уплывают и 100 рублей, обещанных мне по договору.

Взяв девушку-шофера за руку, я делано улыбнулся, отвел ее в сторону и сказал:

- Это фокус.

- Фокус? - Она посмотрела на меня недоверчиво. - Серьезно? Ну тогда давайте.

Она вскочила в кабину, взялась за руль, дала газ. Я забрался под платформу, напряг мускулы, не дышу. Шум мотора надо мной, быстрый шорох шин по платформе, и вот ее снимают с меня униформисты. Я вскакиваю, наклоняю голову под обрушившиеся на меня аплодисменты, девушка и пассажиры выскакивают из автомобиля, подбегают ко мне, начинают обнимать. Я стою счастливый и только чувствую сильную боль в боку. 

Девушка улыбается, жмет руку. Она уверена, что я знал какой-то "секрет". И каково ее удивление, когда она, доставив меня на своем автомобиле в номера "Эйжен" на Петровке, узнает, что никакого "секрета" не было!"

"Я стою счастливый"! Контракт - делай, если обещал. Сто рублей, между прочим, цена жизни. И еще - будем надеяться, улыбка "миленькой курсистки". Куда без нее?

Но ставки для счастья все выше! Ставки сумасшедшие. "В борьбе с медведем я выходил победителем и отделывался ссадинами и ушибами. Труднее было бороться с быком. Шестеро здоровенных служителей ведут на цепи огромного рыжего быка. Яростно упираясь всеми четырьмя ногами, он тупо озирается, сильно бьет копытами. От его могучего удара сотрясается сцена. Очевидно, протестуя против этой пятитысячной массы зрителей, слепящих потоков света, бык заревел.

Делать нечего, в костюме тореадора я выхожу на сцену. Оркестр играет "Марш тореадора". Я иду на быка, размахивая красным плащом. А он, пригнув сильную шею, выставив грозные рога, яростно бросается навстречу. Шерсть его встала дыбом, изо рта брызнула пена. Увернувшись от страшного удара, я продолжаю дразнить быка: то отступаю, то наступаю, вновь размахивая перед его глазами плащом.

Обезумев от ярости, бык, как ураган, носится по сцене, бросаясь на меня. Я знал силу моего противника, так как только накануне на этом самом месте справился с ним. А второй раз одного и того же быка положить почти невозможно. Он возбужден, глаза его горят. Мороз пробежал по моей коже. Вот бык, нагнув голову, яростно бросился на меня. Манеж вздрогнул, притих.

- А-а-ах! - пронеслось в зале.

Но я сделал шаг в сторону, и острые рога быка вонзились в декорацию. Сверху полетели доски, брусья, обрывки холста. Все это с гулом падало, трещало, поднимая облака пыли. Стараясь отвлечь быка, я забежал вперед и снова начал размахивать перед его мордой своим плащом, но он, вонзая рога в обломки декорации, продолжал свою разрушительную работу до тех пор, пока все не превратилось в кучу мусора. Вдруг он остановился, повернул к зрителям морду и, дрожа, протяжно заревел. Испуганные лица заулыбались, по рядам прошел вздох облегчения. Умолкнувший было оркестр снова заиграл марш.

Я снова своим плащом привел быка в ярость и, уловив момент, схватил за могучие рога и пригнул его шею. Но он напружинил ее и так мотнул головой, так внезапно тряхнул ею, что я отлетел в сторону. 

Восторженный гул и смех прокатились по рядам. Смех зрителей привел меня в бешенство. Ухватившись еще раз за могучие рога быка, упираясь коленом в пол, я так напряг мускулы, что его шея хрустнула. Казалось, вот-вот бык не выдержит и рухнет на помост всей своей огромной тушей. Но могучее животное опять с такой силой рвануло головой, что я, проделав в воздухе сальто, полетел за барьер и упал в ложу. Раздался крик и визг, а вслед за тем оглушительный хохот потряс стены манежа.

Смущенный и обескураженный, я вышел на сцену. И вдруг мне стало ясно, что моя борьба нелепа, что она никому не нужна. Но я снова иду на быка, ломаю ему шею, выгибаю морду и чувствую, как мышцы мои предательски устают, слабеют, и от этого прихожу в ужас. Но и бык тоже утомлен. Он тяжело дышит, от него поднимается облако пара. Еще крепче, насколько хватает сил, сжимаю его рога; бьется в судорогах его взмыленная шея.

Бык задрожал. Наконец-то! Победа близка, она в моих руках. Я уже готов торжествовать, но бык широко расставил ноги, и я еще раз ощутил свое бессилие. Нет, я должен победить! Победить во что бы то ни стало, хотя бы ценой своей жизни!

И я снова напрягаю мускулы и чувствую, как предательски они отекают. Где же выход? Проклятый выход?! Люди кричат, свистят, воют исступленно и бешено. Выход у меня теперь один - смерть. Лучше смерть, чем позор! И меня обуял такой гнев и вместе с тем я почувствовал такой прилив энергии, что силы мои выросли. Бросившись к быку, я с таким азартом, с такой силой повернул ему шею, что он рухнул и тяжело застонал.

Все смолкло. Манеж замер от неожиданности. Я вскочил на покорно лежащее у моих ног животное и победно поднял руку. Буйный восторг охватил меня. Победа!

Вначале тихо, потом точно гром ударил, и такой оглушительный поднялся шум, радостный вой и крик, которым, казалось, не будет конца. Люди точно сошли с ума. Лезли на сцену, толкали и опрокидывали друг друга. И, точно по команде, люди, схватив меня, с шумом и гиканьем стали качать".

Это - счастье. Снова - счастье. Счастье собственной силы, счастье удачи, счастье показать, на что человек способен. Счастье продолжающейся жизни. И счастье смертельного риска, который взят - и уничтожен. Пять тысяч человек наблюдали за ним, пять тысяч как будто сами сделали это. 

Он хотел еще бороться со львом. Но ему так и не удалось достать льва. Он очень горевал об этом.

А мы - не будем горевать. Мы лучше пожелаем всем, да и себе тоже, такой же силы - любой, и подковы гнуть, и силы душевной, и счастья - сделать то, что хочешь, для себя и для всех.

Впереди - новый большой год, новое время, и пусть оно раздает аплодисменты и кричит: "Браво! Бис!" - всем тем, кто сможет добиться, пусть с риском, пусть на разрыв, того, что хотел - и испытать счастья: я это сделал, для себя и для всех.

Автор: Яков Миркин. Российская газета.

Изображение (фото): Николай Турбас в своей спортивной школе, 1907 г. Из книги Н. Турбаса "На арене цирка"


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11341 публикация
Сайт: rg.ru/2025/01/14/byli-liudi-v-nashe-vremia.html
Поделиться:

Интересно:

Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
06.07.2025 12:06 Аналитика
Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
Туманным вечером 6 июля 1701 года у строящейся Новодвинской крепости показались три неизвестных корабля, шедших в сторону Архангельска. Шли они под нейтральным флагом, однако настороженность вызывал тот факт, что дошли неясные слухи, будто сюда движется шведская эскадра, к тому же недавно в данном районе пропало русское судно с командой стрельцов да таможенником на борту. Для досмотра неизвестных судов был направлен баркас, а возглавил группу лично командир Холмогорского гайдуцкого полка Григорий Животовский. Когда русская лодка достаточно приблизились к ближайшему кораблю, завязался разговор между Животовским и представителем корабельной команды. Он настойчиво приглашал подняться русского офицера на борт, когда один из стрельцов разглядел, сквозь приоткрытый пушечный порт на борту корабля, затаившуюся на нижней палубе большую группу вооруженных шведских солдат. Стрелец успел...
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
04.07.2025 10:36 Мероприятия
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
Сергей Собянин открыл выставку «Августейший хозяин Москвы». Она посвящена великому князю Сергею Александровичу (1857–1905) — первому и единственному представителю императорского дома Романовых, возглавлявшему Первопрестольную (с 1891 по 1905 год). «Нынешняя выставка в Музее Москвы, конечно, не может не привлекать внимания и не трогать сердца москвичей. Потому что период, когда Сергей Александрович был генерал-губернатором Москвы, — это один из самых лучших периодов развития города. Я бы назвал его вообще революционным периодом, потому что именно при нем был дан такой толчок развитию Москвы, когда она из провинциального, мягко говоря, не очень комфортного и чистого города начала превращаться в один из лучших европейских городов. В этот период было сделано то, что не было сделано перед этим целое столетие», — сказал Сергей Собянин. Экспозиция в Музее...
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
03.07.2025 17:14 Мероприятия
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
В филиале Государственного исторического музея в Туле открылась выставка «Новодевичий монастырь. История и легенды», приуроченная к 500-летнему юбилею основания древней православной обители. Экспозиция знакомит с многовековой историей монастыря и рассказывает о его роли в сохранении традиционной духовной культуры. «Исторический музей и Новодевичий монастырь связывают особые отношения. В тяжелые годы богоборчества, когда многие обители закрывались или были разрушены, Новодевичий монастырь обрел защиту благодаря статусу музейного объекта в составе Исторического музея. Именно это спасло национальную святыню от печальной судьбы множества разрушенных храмов и монастырей. Сотрудники музея бережно хранили редкие памятники истории нашей страны, уникальную коллекцию православного искусства. Жители Тулы получат уникальный шанс увидеть святыни монастыря – никогда ранее эти ценности не покидали...
Вечная память защитникам столицы!
03.07.2025 14:03 Мероприятия
Вечная память защитникам столицы!
Депутаты Мосгордумы возложили цветы к монументам в честь 84-й годовщины начала формирования Московского народного ополчения. Мероприятия в память о подвиге народных ополченцев Москвы проходят на мемориальных объектах, связанных с формированием дивизий Московского народного ополчения летом и осенью 1941 года. Патриотическая программа «Памяти Московского народного ополчения» реализуется с 2015 года по инициативе депутатов Мосгордумы при поддержке Мэра Москвы Сергея Собянина и Правительства Москвы. Сквер на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения, памятник москвичам – бойцам народного ополчения: Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:  «84 года назад, 3 июля 1941 года, простые москвичи по зову сердца вступили в ряды Московского народного ополчения. Это были рабочие и студенты, учителя и артисты...
Акция в память о подвиге народных ополченцев Москвы
02.07.2025 19:16 Мероприятия
Акция в память о подвиге народных ополченцев Москвы
Депутаты Мосгордумы примут участие в патронатной акции в честь 84-й годовщины начала формирования Московского народного ополчения. Мероприятия в память о подвиге народных ополченцев Москвы пройдут 3 июля, в четверг, на мемориальных объектах, связанных с формированием дивизий Московского народного ополчения летом и осенью 1941 года. Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников (фракция партии «Единая Россия») почтит память жителей Москвы, вставших на ее защиту в годы Великой Отечественной войны, и возложит цветы у памятника москвичам – бойцам народного ополчения в сквере на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения. В мероприятии примут участие исполняющий обязанности Председателя Московского Комитета ветеранов войны Виктор Закидкин, ветераны, представители общественности, управы района и муниципального округа...