Студенты Института социальных наук Алтайского государственного университета провели объемную исследовательскую работу по выявлению потребности населения Барнаула в развитии велоинфраструктуры на территории города.
В рамках проекта «Потребности населения города Барнаула в создании велоинфраструктуры», реализуемого по заказу отдела по охране окружающей среды Администрации краевого центра, был проведен социологический опрос жителей города по теме, соответствующей названию исследования. Проект, нацеленный на формирование активной экологической политики в столице Алтайского края, стал выпускной квалификационной работой студентов-социологов Анастасии Кеняйкиной, Марии Даниловой и Юлии Боровинской.
Тема необходимости формирования в городе велоинфраструктуры назревала давно, о ней не раз писали газеты, но с точки зрения социологии ею еще никто не занимался.
Так, молодые социологи АлтГУ выяснили, что любителей двухколесного транспорта в городе предостаточно. Даже создана инициативная группа, участники которой утверждают, что велосипед – отличная альтернатива машинам. При должной инфраструктуре на нем и на работу можно добраться, и с друзьями прокатиться, да и вообще проехать там, где ни одна машина не проедет. Голландия с ее бесчисленными велопарковками – тому пример.
– Исследование проходило в два этапа. Первый – фокус-группа из пешеходов, велосипедистов и автомобилистов, обсудивших проблемы и перспективы альтернативного транспорта в Барнауле. Второй – анкетирование, в ходе которого было опрошено 675 барнаульцев. Что можно сказать? Люди готовы вкладываться в обустройство своей придомовой территории, велодорожки и парковки им нужны. Но что касается логистики, инженерных решений и прочего – без поддержки города здесь не обойтись, – говорит один из авторов работы Анастасия Кеняйкина.
В результате опроса был замечено: чем ниже доход, тем выше желание пересесть на велосипед. Еще одна «находка» – старшее поколение любит велосипеды, как никакое другое. И, тем не менее, большинство опрошенных предпочитает велосипеду автомобиль. По мнению респондентов, передвигаться на машине гораздо быстрее и комфортнее. Сама же Анастасия на велосипеде ездит с детства.
– Я уверена: как только в нашем городе массово появятся велопарковки и велодорожки, так люди и начнут ездить на велосипедах, самокатах, роликах. Те же парки можно соответствующе обустроить для велопрогулок! Было бы желание, – замечает Анастасия.
Чтобы воплотить проект, по мнению молодых исследователей АлтГУ, необходимо сделать два шага. Во-первых, развернуть социальную кампанию в духе «Почему велосипед это круто». Во-вторых, создать комплексный проект по обустройству Барнаула, где были бы задействованы и инженеры, и архитекторы, и все-все-все, кто поможет грамотно спроектировать велосипедные маршруты. Сейчас же, по словам Анастасии, в лучшем случае в городе есть несколько велодорожек – и те ведут до первого тупика.
– Так как обустройство городского пространства – задача социальная, проект требует хорошей финансовой поддержки. Больше про деньги ничего сказать не могу, в экономические расчеты я не вдавалась. У меня была другая задача: узнать, действительно ли барнаульцам нужна велоинфраструктура? Оказалось, нужна, и еще как, - подытожила выпускница АлтГУ.
Одним словом, студенты выпускного курса АлтГУ сделали не просто дипломную работу, а социальный проект, имеющий практическую ценность.