Яколин Норден, ученица легендарного Герта Ван Льюэна, одна из самых опытных преподавателей йоги критического выравнивания, провела в Санкт-Петербурге семинар в Центре йоги выравнивания позвоночника «Сундарья» и рассказала о том, почему ей понравилось работать с российскими учениками, как получать радость от движения, о диалоге между умом и телом, а так же о том, чем йога критического выравнивания так сильно отличается от других направлений йоги.
- Мне кажется, у нас слишком мало времени, чтобы я смогла рассказать о йоге все, что хочу. - Смеется Яколин. - Йога соединяет ум и тело. Она говорит вашему уму, о том, чего хочет ваше тело. Это поиск того, как сделать вашу жизнь наиболее комфортной. Это диалог между вашим телом и вашим умом, это диалог между внешним миром и внутренним миром, йога позволяет исследовать этот диалог тела и ума, внешнего пространства и внутреннего мира. Занятия йогой не связаны с достижением какой–либо цели, это просто исследование наших реакций на давление извне. Йога – это ответ на вопрос, как и почему мы реагируем на такие воздействия. И мне это очень интересно исследовать.
- Как вы лично пришли в йогу?
- Мне всегда нравилось движение. Я занималась в детстве гимнастикой, а в школе у меня был учитель, который так же преподавал йогу. И мне это казалось очень увлекательным. Когда ты подросток, то ты просто не понимаешь своего тела – тело растет, меняется, и ты не успеваешь это осознавать… У меня в те годы был интересный опыт – я легла на пол в позу для расслабления, положила ладони на живот, начала контролировать дыхание. Ничего подобного я раньше не делала и не испытывала.
Когда мне уже было восемнадцать лет, и все детские занятия были далеко позади, я зашла в книжный и увидела на полке книгу про йогу. Пролистала ее, и мне показалось это очень интересным. Мне захотелось вспомнить те свои детские ощущения, испытать еще раз радость от движения как такового.
- Но йога, как известно, очень разнообразна, существует множество школ и методов. Чем обусловлен выбор именно йоги критического выравнивания?
- Это очень банальная история, как ни странно. Около квартиры, которую я снимала, была маленькая студия йоги. Но я сразу решила, что туда не пойду: ведь понятно же, что студия маленькая, и вряд ли там будет что-либо интересное. И я ездила на велосипеде в центр города, чтобы заниматься в большой студии. Но потом, однажды, был дождь, холодно, и мне очень не хотелось ехать в центр по такой погоде. И я подумала: ну, сегодня схожу сюда, какая, в конце концов разница. Заглянула в первый зал, и там делали стойку на руках. И я подумала: «О, я тоже хочу это делать!». Стала заниматься, и вновь, впервые за все занятия йогой, ощутила ту же радость от движения, что была у меня в детстве. Это была студия, где преподавал Герт Ван Льюэн. Я была впечатлена его харизмой, его способом преподавания, его подходом к йоге, и вот, в итоге, задержалась здесь на тридцать лет.
- А что необычного в способе преподавания Ван Льюэна?
- Первое, что мне бросилось в глаза, когда я пришла в этот маленький зал, что учитель никого не ругал и никого не хвалил. Он просто объяснял, как делать правильно. И вот эта отстраненность была очень интересна.
- А чем отличается йога критического выравнивания от других школ?
- Герт, когда начинал преподавание, был уже известным человеком, знаменитым профессиональным исполнителем индийских танцев. Его метод, во многом, построен именно на этом. Если в западной культуре танцев человек пытается взлететь, стремится вверх, то в Индии, наоборот, старается приблизиться к земле, слиться с ней, не противоречить гравитации, а работать с ней. Это важно.
Герт пришел к выводу, что мы, европейцы, люди западного склада мышления, очень много работаем, и у нас в теле есть определенные области, в которых мы не очень хорошо осознаем свое тело. И классическая йога, рассчитанная на людей восточного склада, не может нам в этом помочь. И, возможно, его важнейшим открытием стало то, что он обратил особое внимание на грудной отдел позвоночника, область между лопатками. На ту часть нашего тела, в которой копится громадное напряжение, где сконцентрирован весь груз ответственности, что мы несем. И он начал разрабатывать способы перенесения внимания туда и осознания того, что же там происходит.
- И решил это сделать с помощью специального оборудования?
- На занятиях йогой вы слышите: «Ваше тело расслаблено, ваши плечи уходят вниз …» Ну и так далее. Все это хорошо известно. Но задайте себе вопрос: как вы чувствуете расслабление? А вы вообще знаете, что это такое? Если вы напряжены хронически, то, как вы можете понять, что такое настоящее расслабление? И вот это, придуманное им, оборудование дает мгновенную связь между хорошо известными словами и до этого, скорее всего, неизвестным вам опытом.
А после того, как этот первый шаг к расслаблению сделан, возникают новые движения. Тело обретает способность двигаться за пределы паттерна. И ваше тело обретает ощущение силы. Силы, которая приходит не от поверхностного слоя мышц, а от внутреннего ощущения, от работы постуральных мышц.
Мышцы постуральные (Postural Muscles, Antigravity Muscles) - мышцы (главным образом разгибающие), которые служат для поддержания вертикального положения тела и преодоления силы тяжести.
- А что в это время делают обычные мышцы?
- Вы отпускаете напряжение поверхностной системы мышц, и после этого тело обретает свободу от зажатости и напряжения. «Отпустив» двигательные мышцы, мы получаем доступ к силе естественной, которая приходит как рефлекс, к включению в работу постуральных мышц. Передавая инициативу постуральным мышцам, мы работаем на уровне более глубоком, чем поверхностные мышцы. Мы работаем на уровне костной структуры. Постуральные мышцы залегают глубоко и находятся рядом с костями. И мы обретаем возможность менять структуру скелета, костную структуру, что очень важно.
Говоря упрощенно, мы экономим энергию, передавая инициативу костной структуре. Люди в возрасте или счастливые обладатели сидячей профессии, очень часто имеют напряжение в области поясницы. Поверхностные, двигательные мышцы у них выполняют ту функцию, которые должны были выполнять кости. Они удерживают положение тела. И это очень утомляет. Это большая и сложная работа. Но если мы правильно выстраиваем вертикаль позвоночника и проводим вес головы по линии позвоночного столба, то мы экономим энергию, задействую именно постуральные мышцы.
- Но все-таки давайте вернемся к оборудованию. Какую роль оно играет?
- Мы выполняли на семинаре довольно продвинутые версии поз. И особенность в том, что с поддержкой оборудования эти позы могут принимать любые люди, даже не имеющие опыта в классической йоге.
В этом аспекте интересно перевернутое положение тела, при котором весь контроль уходит. Вы отпускаете все, и уже не очень понимаете, где верх, где низ, где перед, где стена сзади, на которую вы опираетесь. И вместе с отпусканием контроля мы отпускаем и напряжение в поверхностных мышцах. И если вы обратили внимание, то у людей, кто находился в этой позе, слегка подрагивало тело. Это возникает новая, естественная координация. Это возвращение к знакомому, но забытому, к тому ощущению включенности постуральных мышц, и вертикали позвоночника. Именно для этого и необходимо оборудование. Чтобы вернуться к своему телу.
- Какие у вас впечатления от семинара? Вам понравились российские ученики? Есть ли здесь какие-то национальные особенности?
- Я на коврике всегда чувствую себя как дома, где бы я ни находилась. И тела людей одинаковые в любой стране мира. И потому про семинар можно сказать только одно: мне очень понравилась старательность учеников, их желание освоить метод и понять его. Это бывает не всегда. И, в общем, единственным шоком, пожалуй, было, когда я выходила за пределы йога-центра: «О боже! Я же в Санкт-Петербурге!» У вас невероятно красивый город. Мне здесь все очень нравится.